Russian Belarusian English

Стол справок регистратуры:
(8-017) 297-55-77
(многоканальный)
(8-044) 553-38-13

Вызов врача на дом:
(8-017) 297-57-37
(многоканальный)
(8-044) 553-38-14

Телефон «горячей»
линии поликлиники:

(8-017) 368-70-00
с 08.00-17.00
обед с 13.00-14.00

Кабинет платных услуг
(8-017) 214-43-57

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Для родителей

Правила и принципы построения отношений с подростками

Подростковый возраст характеризуется как переходный, кризисный и имеющий важнейшее значение в становлении личности и организма человека. При этом происходит расширение социальной сферы, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много актуально действующих потребностей, которые не могут быть реализованы в условиях слабой социальной зрелости подростков. Таким образом, в этот критический период неудовлетворение потребностей выражено значительно сильнее, и преодолеть её, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.

В период полового созревания эмоции, поведение и реакции подростков порой приводят взрослых в замешательство, вызывают раздражение, негодование, возмущение, гнев. Кроме того у взрослых возникает чувство растерянности и несостоятельности, так как слова и методы воздействия, которые раньше «срабатывали», теперь, увы, дают обратную реакцию. В этой ситуации необходимо остановиться и задуматься, понять, что ребёнок вступает в какой-то новый период, и попробовать помочь ему пройти его с наименьшими потерями.

Переходный период делиться на две стадии: 1. Подростковый период – с 9 до 14 лет; 2. Юношество – с 14 до 19 лет.

По завершению этого периода все молодые люди становятся биологически и сексуально зрелыми. Это время быстрых изменений организма, физических параметров развития, отношений, ценностей и интеллекта.

В этом периоде у подростков существуют следующие потребности:
Стать независимым от своих родителей;
Установить новые деловые и социальные отношения, как с ровесниками, так и с взрослыми;
Приспособиться к половой зрелости и изменяющимся ролям;
Распланировать будущее;
Подготовиться к гражданской ответственности;
Почувствовать значимость своей личности;
Определить философию жизни вместе с моральными устоями и стандартами, сложившимися в обществе.

Таким образом, в отношении подростков родители и учителя должны: Понимать и воспринимать изменения, происходящие в подростке. Поддерживать их, говоря, что изменения естественны, снабжать их необходимой информацией

Позволять подросткам быть не зависимыми.
Позволять подростку принимать решения самостоятельно, исправлять ошибки самостоятельно при наличии таковых.
Избегать жёстких оценок в отношении подростка, особенно в присутствии его друзей.
Избегать излишней критики, так как подростки не уверенны в себе и требуют понимания со стороны взрослых; критиковать частные действия, а не личность подростка.

Избегать вторжения в личные дела подростка.
Объяснить правила и ожидания в отношении и поведении подростка, выполнения им домашних заданий, работы по дому, а также ответственности в различных сферах его жизнедеятельности, времени возращения домой.
Окружить подростка любовью и привязанностью.

Заботливые наставления взрослых являются значимыми. Такие наставления помогают молодым людям упорядочить свою жизнь во время периода резких изменений. Не зависимо от того, что чествуют взрослые – беспокойство, стыд, боязнь по отношению к подросткам, у них есть обязательство по отношению к ним – обеспечить их знаниями, защитой и поддержкой.

Помощь, оказываемая подросткам, должна быть тонкой и дипломатичной.
Используйте полезную критику и направляйте её на событие; не атакуйте личность; говорите о своих чувствах по поводу какой-либо ситуации.
Применяйте подход, который разрешает проблему: взвесьте все «за» и «против» проблемы / ситуации с подростком и найдите оптимальное решение (разделите эмоции и разум, взвешивайте решение).
Подростки должны научиться у взрослых видеть разницу между событиями, которые не приятны или раздражительны, и ситуациями, которые серьёзны и трагичны. Взрослым необходимо быть точными в отношении границ свободы, которую они хотят дать, или ограничений, которые они хотят установить подросткам.

Ограничения никогда не должны быть арбитражными или капризными. Они должны быть связаны с ценностями или нацелены на становление характера. Ограничения должны быть обсуждены с подростком с целью достижения консенсуса, в противном случае этого можно не добиться.

Эти решения должны превратиться в чёткие и точно обоснованные правила, касающиеся:
Ограничения времени и частоты вечеринок или встреч с друзьями;
Внешнего вида и одежды;
Карманных денег и личных расходов;
Работы по дому и домашних обязанностей;
Успеваемости.

Следует отметить, что подростки не могут стать зрелыми путём безрассудного послушания. Они должны научиться принимать решения, создать свою систему ценностей и жить своей жизнью!

Автор: психолог - Борозда Анастасия Владимировна
Ответственный за выпуск: Зав.отд. - Цыбулько Инна Стефановна