Russian Belarusian English

Приносим свои извинения, по техническим причинам городские телефоны в поликлинике будут работать с перебоями.

Стол справок регистратуры:
(8-017) 379-55-77
(многоканальный)
(8-044) 553-38-13
с 07.00-20.00

Вызов врача на дом:
(8-017) 364-57-37

(многоканальный)
(8-044) 553-38-14
с 07.00-15.00

Касса кабинет № 222
+375(17) 378-43-57

Время работы см.
раздел Платные услуги

Телефон «горячей»
линии поликлиники:

(8-017) 396-70-00

с 08.00-17.00
обед с 13.00-14.00

Информация для слабослышащих
Стол справок регистратуры sms
8(044)553-38-13
Вызов врача на дом sms
8(044) 553-38-14

 

E-mail: uz@7gdp.by

Сексологическая помощь

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ

29042023 1

Актуальность проблемы травматизма в Республике Беларусь определяется аспектами оказания экстренной и специализированной медицинской помощи, а также и его последствиями (инвалидностью и смертностью), имеющими социальное, политическое и экономическое значение. Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия XXI века, поэтому очень важно обучение детей правильному поведению на улице, с учётом их психологических и физиологических особенностей.

Дети являются самой чувствительной категорией участников дорожного движения. Опыт ребенка в этом случае недопустим, поэтому так важно обратить пристальное внимание проблеме обучения несовершеннолетних поведению на улице. Из-за того, что детский организм находится в состоянии становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы, дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге.

На сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь размещена статья А.Н. Шикова «Профилактика детского травматизма в Республике Беларусь», в которой автор описывает физиологические и психологические особенности, объясняющие, почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия.  Мы позволили себе, взяв за основу указанную работу, расширить этот перечень и объяснить некоторые из особенностей более подробно:

  1. Дети быстро запоминают Правила дорожного движения и так же быстро их забывают, поэтому Правила следует периодически «освежать в памяти» ребенка в доступной и интересной для него форме.
  2. Зачастую взрослые (в первую очередь, родители, воспринимаемые ребенком как образец поведения) нарушают правила дорожного движения и, соответственно, показывают детям неправильный образец поведения. Есть замечательная английская пословица: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ребенок рождается, и ему предстоит многому научиться. Задача взрослого – научить своим примером, так как наглядные уроки - самые эффективные. Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он будет теоретически подготовлен к этому. В дошкольном возрасте он находится на дороге в сопровождении взрослых: родителей, воспитателей, родственников. Когда ребенок становится школьником, его безопасность в большей степени определяется тем уровнем подготовленности к самостоятельному движению по улицам и дорогам, которого он достиг в семье. Надежное поведение на дорогах обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами-предостережениями «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, – могут создать у него привычки.
  3. У детей, особенно у мальчиков, потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают об опасности.
  4. Сектор обзора периферийного зрения у детей на 15-20 % уже, чем у взрослого человека. Когда ребенок смотрит вперед, машины справа и слева остаются для него невидимыми.
  5. Ребенок намного медленней оценивает ситуацию, чем взрослый. Например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому необходима четверть секунды, а ребенку - 4 секунды. Более того, в силу своего возраста дети, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель, тоже их видит и объедет. Они не способны заметить приближающийся издалека транспорт и правильно оценить дорожную ситуацию [3, c.117].
  6. Маленький рост ребенка. По этой причине водителю сложнее заметить маленького пешехода. Из-за коротких шагов ребенок пребывает более длительное, по сравнению со взрослым пешеходом, время в зоне риска. Центр тяжести у ребенка расположен выше, поэтому во время бега ему сложно остановиться, но проще потерять равновесие и упасть.
  7. Ребенок с опозданием реагирует на сигнал взрослого, так как не сразу слышит информацию. Это обстоятельство объясняется тем, что у детей дошкольного и школьного возраста другие особенности слуха, чем у взрослого человека. Ребенка зачастую сложно быстро определить, откуда слышится звук. Он реагируют только на те звуки, которые ему интересны. Услышав сигнал автомобиля, дети могут сделать роковой шаг навстречу опасности.
  8. Мозг ребенка не в состоянии сосредотачиваться на многом количестве объектов одновременнои чаще его внимание устремлено на более интересный для него объект. Кроме того, в силу возрастных особенностей дети не могут быстро перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.
  9. Ребенок по-разному реагирует на разные транспортные средства: с опаской относится к большим грузовым машинам и недооценивает опасность легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов.

К перечисленному выше следует добавить еще и ряд объективных обстоятельств, не зависящих от самого ребенка, но создающих вероятность помешать движению, ухудшить слух, затруднить повороты головы при осмотре проезжей части дороги, например: плохая видимость, недостаточное освещение, неудобная одежда детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), прослушивание музыки через наушники.

Памятка для родителей с советами

•    привлекать ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге (в виде игры предлагать ребенку описать то, что он видит на дороге);

•    проговаривать маленькому ребенку свои движения (поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей) и объяснять их (движений) значение;

•    учить ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

•    обращать внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, рассказывать о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;

•    показывать ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции;

•    переходить дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;

•    идти только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный сигнал не переходят, даже если нет транспорта;

•    выходя на проезжую часть, прекращать разговоры: ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;

•    не спешить и не бежать, переходите дорогу всегда размеренным шагом;

•    не переходить дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;

•    не выходить на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучать ребенка делать так же;

•    не торопиться перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешить и не бежать к ним, внушить ребенку, что это опасно;

•    не начинать переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объяснить ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

•    при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учить ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта;

•    научить ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.

29042023 2