Правила и принципы построения отношений с подростками
Подростковый возраст характеризуется как переходный, кризисный и имеющий важнейшее значение в становлении личности и организма человека. При этом происходит расширение социальной сферы, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.
Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много актуально действующих потребностей, которые не могут быть реализованы в условиях слабой социальной зрелости подростков. Таким образом, в этот критический период неудовлетворение потребностей выражено значительно сильнее, и преодолеть её, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.
В период полового созревания эмоции, поведение и реакции подростков порой приводят взрослых в замешательство, вызывают раздражение, негодование, возмущение, гнев. Кроме того у взрослых возникает чувство растерянности и несостоятельности, так как слова и методы воздействия, которые раньше «срабатывали», теперь, увы, дают обратную реакцию. В этой ситуации необходимо остановиться и задуматься, понять, что ребёнок вступает в какой-то новый период, и попробовать помочь ему пройти его с наименьшими потерями.
- Переходный период делиться на две стадии:
- Подростковый период – с 9 до 14 лет;
- Юношество – с 14 до 19 лет.
По завершению этого периода все молодые люди становятся биологически и сексуально зрелыми. Это время быстрых изменений организма, физических параметров развития, отношений, ценностей и интеллекта.
- В этом периоде у подростков существуют следующие потребности:
- Стать независимым от своих родителей;
- Установить новые деловые и социальные отношения, как с ровесниками, так и с взрослыми;
- Приспособиться к половой зрелости и изменяющимся ролям;
- Распланировать будущее;
- Подготовиться к гражданской ответственности;
- Почувствовать значимость своей личности;
- Определить философию жизни вместе с моральными устоями и стандартами, сложившимися в обществе.
- Таким образом, в отношении подростков родители и учителя должны:
- Понимать и воспринимать изменения, происходящие в подростке. Поддерживать их, говоря, что изменения естественны, снабжать их необходимой информацией
- Позволять подросткам быть не зависимыми.
- Позволять подростку принимать решения самостоятельно, исправлять ошибки самостоятельно при наличии таковых.
- Избегать жёстких оценок в отношении подростка, особенно в присутствии его друзей.
- Избегать излишней критики, так как подростки не уверенны в себе и требуют понимания со стороны взрослых; критиковать частные действия, а не личность подростка.
- Избегать вторжения в личные дела подростка.
- Объяснить правила и ожидания в отношении и поведении подростка, выполнения им домашних заданий, работы по дому, а также ответственности в различных сферах его жизнедеятельности, времени возращения домой.
- Окружить подростка любовью и привязанностью.
Заботливые наставления взрослых являются значимыми. Такие наставления помогают молодым людям упорядочить свою жизнь во время периода резких изменений. Не зависимо от того, что чествуют взрослые – беспокойство, стыд, боязнь по отношению к подросткам, у них есть обязательство по отношению к ним – обеспечить их знаниями, защитой и поддержкой.
- Помощь, оказываемая подросткам, должна быть тонкой и дипломатичной.
- Используйте полезную критику и направляйте её на событие; не атакуйте личность; говорите о своих чувствах по поводу какой-либо ситуации.
- Применяйте подход, который разрешает проблему: взвесьте все «за» и «против» проблемы / ситуации с подростком и найдите оптимальное решение (разделите эмоции и разум, взвешивайте решение).
- Подростки должны научиться у взрослых видеть разницу между событиями, которые не приятны или раздражительны, и ситуациями, которые серьёзны и трагичны. Взрослым необходимо быть точными в отношении границ свободы, которую они хотят дать, или ограничений, которые они хотят установить подросткам.
- Ограничения никогда не должны быть арбитражными или капризными. Они должны быть связаны с ценностями или нацелены на становление характера. Ограничения должны быть обсуждены с подростком с целью достижения консенсуса, в противном случае этого можно не добиться.
- Эти решения должны превратиться в чёткие и точно обоснованные правила, касающиеся:
- Ограничения времени и частоты вечеринок или встреч с друзьями;
- Внешнего вида и одежды;
- Карманных денег и личных расходов;
- Работы по дому и домашних обязанностей;
- Успеваемости.