Защита детей от насилия.
Из конвенции о правах ребёнка (принятой в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН), следует, что ребёнок должен быть защищён от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересов и эксплуатации.
Насилие по отношению к детям признано одной из основных проблем в области соблюдения прав человека. Уже известно и доказано, что жестокое обращение с детьми имеет физические и психологические последствия для их здоровья, оказывает крайне негативное влияние на развитие, социальную адаптацию и просто лишает детей.
Различают следующие основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:
- физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. К физическому насилию относятся также телесные наказания.
- сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся случаи сексуальных действий между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также тогда, когда разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4 лет.
- психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушения доверия ребенка.
- пренебрежение (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья или развития. Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, стихийных потрясений. Заброшенными могут быть не только дети, проживающие в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Влияние насилия на детей.
Ребенок, подросток, который воспитывается в атмосфере насилия, часто не осознает, что с ним обращаются недостойно. Для него это нормально. Такой ребенок чаще, чем другие дети, становиться жертвой любого из видов насилия. Испытывая насилие в семье, он может подвергаться жестокому обращению в школе, группе сверстников.
Пребывание в ситуации насилия постепенно приводит человека к проблемам психофизиологического характера. Это могут быть: трудности в общении с окружающими, формирование “комплекса неполноценности” и низкой самооценки, агрессивность или замкнутость, появление тиков, нарушения сна, аппетита. При длительном нахождении в проблемной ситуации у подростка может возникнуть желание уйти от действительности в алкогольную или наркотическую зависимость, привести к преступной деятельности.
По мнению психологов, дети, выросшие в семьях, в которых отец избивал мать, в будущем переносят такое поведение на собственную семью. Большинство мальчиков сами становятся обидчиками. Девочки, выросшие в таких семьях, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной.
Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми.
Физическое насилие: внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.); повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев; боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; раздражительное поведение; негативизм, агрессивность; жестокое обращение с животными суицидальные попытки и т.д.
Сексуальное насилие: повреждение областей половых органов; заболевания, передающиеся половым путем; несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление полностью закрыть свое тело; проституция, беспорядочные половые связи; эротизированное поведение и т.д.
Психическое насилие: беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость и т.д.
Если ребенок сообщает о насилии.
1.Отнеситесь к ребенку серьезно.
2.Попытайтесь оставаться спокойными.
3.Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.
4.Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал», «Я тебе верю», «Ты в этом не виноват», «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми», «Мне жаль, что с тобой это случилось», «Мне надо поговорить о том, что случилось с … (юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
5.Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
6.Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
7.Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.