Когда подросток становится трудным
В современных условиях "трудными" подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.
По -этому, часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных, зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности ущемленности, детскости. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой.
Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в большинстве случаев подростки здоровы физически и психически. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды.
Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении подростка. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.
Также причиной "отверженности" может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.
Что же делать родителям?
1. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения.
2. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
3. Усильте познавательный интерес.
4. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
5. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения.
6. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
7. Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически.
8. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
9. Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания.
10. Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха - это величайший стимул к самосовершенствованию.
11. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.
12. В ребенка необходимо верить - это главное!
Обычно, мы начинаем больше уделять внимания своим детям тогда, когда они становятся трудными и требуется очень много усилий, чтобы что-то изменить в сложившейся ситуации, и мало внимания уделяем благополучным детям, полагая, что им это ни к чему (они нас не беспокоят). Но что же тогда происходит? Почему ребенок становится "трудным"? Может быть, стоит уделять больше внимания пока еще "благополучным" детям?